Реформы Петра I в области образования и подписанный им указ об открытии в Москве в 1701 году Артиллерийской школы и сразу же Школы математических и навигацких наук определили становление и развитие профессионального обучения в России. Большой вклад в развитие профессионального образования внесли сподвижники Петра I – В.Н. Татищив, Г.Н. Генин, А.К. Нартов, Т.В. Прохоров, А.Г. Небольсин, М.М. Горохов, братьях Бестужевы, Беляев, И.Л. Якушин.
В 1928 году в новом поселке Дальлес, при строящемся Лесозаводе, открывается лесопромышленная школа ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) в с. Лутковка Шмаковского района (ныне город Лесозаводск), где начали подготовку молодежи для нужд народного хозяйства. Первыми профессиями, с которых началось существование нашего образовательного учреждения, были - столяр и слесарь по металлообработке. Первыми руководителями школы являлись:
(К сожалению, инициалы не установлены)
2 октября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых Резервах» в стране была создана новая система профессионально-технического образования. Школа ФЗУ г. Лесозаводска в 1940 году была реорганизована в школу Фабрично заводского обучения №10 (школа ФЗО № 10). Директором назначен Лопардин Валериан Иннокентьевич.
Первое здание школы ФЗУ 1928 г.
Первый выпуск школы ФЗУ 1931 г.
С первых дней обучения ученики погружались в выбранную ими профессию, активно работая на практических занятиях. Через некоторое время уже были заметны первые успехи в их работе. Студенческая жизнь становилась яркой и насыщенной: между группами разворачивалось социалистические соревнования, в результате которых регулярно подводились итоги. За первый месяц учебы слесари овладели рубкой и резкой металла, научились производить разметку и шабровку на металлических заготовках. Ученики – столяры, научившись пилить и строгать, стали выполнять кухонные доски, кадки для цветов, ящики для парниковых рам. Работа ребят всегда достойно оценивалась мастерами производственного обучения Шамрая, Матухнова и Чупина положительными оценками.
В школе ФЗО-10 была создана комсомольская организация. В комитет комсомола вошли отличники учебы, пользующиеся авторитетом всего коллектива. Комсомольская организация за несколько месяцев выросла с 17 до 96 человек. Многие комсомольцы стали отличниками учебы. Работали многочисленные оборонные кружки, коллективы художественной самодеятельности, добровольные общества.
Ведущую роль в налаживании учебного процесса играла партийная организация. С первых дней она стала инициатором и вдохновителем полезных и интересных начинаний в школе.
Коллектив Лесозаводской школы №10 соревновался с коллективом школы №6 г. Спасска за лучшие показатели в учебе.
На общешкольном собрании, посвященном созыву XVIII Всесоюзной партийной конференции, учащиеся единодушно заявили: «Ко дню открытия конференции добьёмся стопроцентной успеваемости по всем дисциплинам».
В это же время зародилась и захватила всех мысль: изготовить лыжи для себя, а при успехе и для промышленности.
Надо было видеть юношеский задор, с каким работали и слесари, и столяры: пилили, строгали, шлифовали дерево. В классах кипела работа. Были изготовлены более двухсот пар лыж, они почти ничем не отличались от фабричных.
Кроме лыж, изготовленных под руководством мастеров, ребята смастерили свыше 100 обеденных столов, 200 тумбочек, около 600 парниковых рам и множество других предметов.
Лыжный спорт прочно вошел в быт школы. Бригада передовиков социалистического соревнования на лыжах совершила поход по маршруту Лесозаводск – Спасск. Учащиеся обменивались опытом и проверяли выполнение социалистических обязательств.
В часы досуга классные аудитории и ленинский уголок школы наполнялись шумной молодежью. Любители спорта занимались в акробатическом кружке. Самодеятельные драматические коллективы репетировали сцены из пьес Чехова «Злоумышленник», «Медведь». Большинство кружков самодеятельности возглавляли учащиеся, главным образом комсомольцы. С музыкантами занимался ученик Тимошенко. Руководство литературным кружком взял на себя комсомолец Димитренко. Увлекательно строил занятия в кружке юных осводовцев инструктор Меркулов. В обществе ОСВОД было записано более 90 человек.
На одном из заседаний комсомольского комитета мастер комсомолец Харитон Шамрай заявил: - обязуюсь к 23-й годовщине Рабоче-Крестьянской Красной Армии подготовить и выпустить свою группу в 26 человек значкистами «Готов к противовоздушной и противохимической обороне» первой степени.
Комитет комсомола одобрил эту инициативу, и на другой же день ее подхватили все мастера школы.
Между группами развернулось социалистическое соревнование за качество учебы, за лучшую организацию военно-оборонной кружковой работы, за культуру, порядок и чистоту в общежитиях. Ход соревнования широко освещался на страницах многочисленных школьных стенгазет. Газеты мобилизовали учащихся на борьбу за отличную успеваемость, за культурную организацию досуга.
За отличную организацию производственной учебы, высокую успеваемость, крепкую дисциплину, хорошую воспитательную работу среди будущих специалистов Лесозаводской школе ФЗО №10 весной 1941 года было вручено переходящее Красное знамя краевого управления трудовых резервов.
В мае 1941 года в школе начались выпускные экзамены. Первой сдавала испытание группа столяров мастера-отличника Матухнова. Учащиеся этой группы на практических работах добивались высокой производительности труда.
Выпускные испытания показали высокую подготовку учащихся. Для промышленности Приморья было подготовлено 100 слесарей-ремонтников и 100 столяров.
Коллектив Лесозаводской школы № 10 свято хранил честь своей школы, давший для лесной промышленности Дальнего Востока не одну сотню высококвалифицированных рабочих.